Датчик коленвала. Что это? Зачем нужен? Как работает? Возможные симптомы неисправности
Из названия в принципе понятно, что этот датчик так или иначе связан с коленвалом. А именно, он определяет в каком положении находится коленвал. Этот датчик, один из самых главных датчиков электронной системы управления двигателя (ЭСУД).
Благодаря ему электронный блок управления (ЭБУ), понимает в каком положении находится коленвал, и отталкиваясь от этого ЭБУ по определённой программе, вносит корректировки в процессе работы двигателя. В этом процессе так же участвует ещё ряд датчиков.
По сигналу датчика, ЭБУ также определяет пропуски зажигания, что не мало важно, особенно для евро стандартов.
В основном применяются два типа датчиков: индуктивные, и датчики с эффектом холла.
На разных автомобилях, датчик может быть расположен в относительно разных местах. Чаще это шкив коленвала или маховик, но во многих авто. венец может быть расположен прямо на коленвале, в блоке цилиндров.
Работает это следующим образом, на шкиве напрессован диск, с равными по всему радиусу зубьями, и одним пропуском, имеется ввиду отсутствие одного зуба (в народе его называют кариес). Именно по этому пропуску ЭБУ определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ). Отталкиваясь от этого блок управления понимает в какой момент нужна искра, и когда нужно открыть форсунку для определённого цилиндра.
Пропуски зажигания определяются, по неравномерности вращения коленвала. Но как же понять в каком цилиндре? Тут ничего сложного. ЭБУ высчитывает количество оборотов зубчатого диска коленвала начиная от ВМТ, и знает время прохождения каждого зуба через датчик. И если на каком-то участке будет сбой, а точнее это время будет уменьшаться или увеличиваться, то он это зафиксирует. А так как при не работающем цилиндре, коленвал не может вращается равномерно, то такая схема работает очень точно.
Для чего это сделано? А для того чтобы ЭБУ мог отключить форсунку конкретного цилиндра, во-первых, для уменьшения выбросов CO в атмосферу, во-вторых, чтобы не повредить механическую часть двигателя. Так как если топливо не будет сгорать, то будет смываться масляная плёнка, а это повлечёт за собой серьёзные поломки.
Датчик коленвала очень надёжный, и редко выходит из строя. Чаще проблема кроется в проводке к нему, нежели в самом датчике. И не всегда даже сканер может определить, исправен он или нет.
Если же проблема все-таки в датчике, то симптомы могут наблюдаться следующие:
При полном выходе из строя двигатель не запустится.
Плохой запуск, чаще на горячем двигателе.
Потеря мощности, нет тяги.
Повышенный расход топлива.
Проверить датчик можно при помощи мультиметра, ставим прибор в режим измерения сопротивления, порядка 2 мОм, и измеряем между контактами сопротивление, оно должны быть в пределах (зависит от авто) от 450 до 950 Ом. Если показатели в этих пределах, то вероятнее всего датчик исправен.
Индуктивный датчик можно проверить, опять-таки мультиметром подключив к контактам в режиме сопротивления, подносим к датчику металлический предмет, и проводим его возле магнита датчика, показания должны меняться. Если нет, то датчик неисправен.
Датчик холла проверить немного сложнее, об этом мы напишем в другой статье.
Свежие комментарии